Топовые новости
Случайное

Критическое осознание

Критическое осознаниеОднако постепенно у Мясковского зреет критическое осознание творчества Стравинского. От безоговорочного признания он приходит к критике его творчества и эстетики и к последующему охлаждению. Это находит отражение в статье Мясковского «О «Весне священной» Иг. Стравинского» (1914), а еще раньше в ряде его писем к В. В. Держановскому и Прокофьеву. Мясковского разочаровывает наличие моментов рамплиссажа даже в наиболее ответственных эпизодах «Петрушки», однообразие приемов гармонического языка, а также далеко не бескорыстное (с точки зрения материальной выгоды) отношение Стравинского к своим произведениям. «Увязание в сложном примитивизме», сочетание изощренности приемов с тягой к примитивизму — эти черты музыкального стиля Стравинского отмечаются, вслед за Мясковским, и критиком В. Каратыгиным.

Как и многие современники, Мясковский был захвачен музыкой Скрябина — «властителя дум» своего поколения, «гениального искателя новых путей»1.

Восторженны высказывания Мясковского о «Поэме экстаза» и «Прометее»: «изумительнейшее явление человеческого духа, недосягаемый, углубленнейший «Прометей» Скрябина» («Петербургские письма», I, X). Позже, однако, восторг и явная переоценка сменяются более объективным отношением к скрябинскому творчеству. Мясковский чувствует теперь и слабости в его сочинениях, например в том же «Прометее».

Два года спустя Мясковский признался, что он, в сущности, никогда не верил в скрябинскую мистерию. Абстрактность идеалистической философии Скрябина была ему глубоко чужда. Вместе с тем весть о смерти Скрябина потрясла Мясковского. «Смерть эта ужасна и так же нелепа, как ведомая нами война… — писал он Держановским с фронта. — Колоссальность утраты едва ли может быть учтена даже сознающими величину скрябинского явления».

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.