Топовые новости
Случайное

Метод киномонтажа

Метод киномонтажаМетод киномонтажа не приводит, однако, к распаду формы оперной сцены на отдельные эпизоды, к преобладанию деструктивных сил над конструктивными. В «Повести» Прокофьев стремится и к стройности, законченности композиции. Он даже чаще, чем в других своих операх, обращается к завершенным номерам: арии, ариозо, ансамблю, хору и т. д. Завершенные вокальные номера иногда помещаются и в конец картины. Так, третью картину великолепно венчает хор «Вырос в Плавнях дубок молодой», а девятую — хор бойцов. В шестой картине сцена смерти Комиссара заканчивается тихой колыбельной песней Клавдии «Сон мой милый». Но чаще в центре картины оказывается именно завершенный номер, обрамленный речитативными «текучими» сценами. Таких трехчастных по своей структуре картин в опере немало (вторая картина с песней Ольги в центре, четвертая — с арией Деда, пятая — с балладой Комиссара). Эти центральные по местоположению и закругленные по форме номера образуют цепь своеобразных композиционных «опор», укрепляющих форму всей оперы.

Другим важным средством, скрепляющим оперную форму, для Прокофьева становится использование лейтмотивов. Они создают в музыкальной ткани оперы тематическое единство. В их применении композитор избегает какой-либо догматичности, «обязательности». Лейтмотивы в «Повести» не «привязаны» к определенным действующим лицам. Чаще всего они служат характеристикой ситуаций, важных узловых моментов в судьбе героев. Иногда один лейтмотив используется в характеристике разных персонажей. Отсюда — свободное, иногда неожиданное появление лейтмотивов. Так, лейтмотив, связанный со странствиями Алексея и впервые встречающийся в I акте, проходит далее и в балладе Комиссара. Основанием для этого служит сходство ситуаций — сходство путей, пройденных героями. А через такой музыкально-драматический прием выявляется одна из важных идей оперы — идея преемственной связи поколений. Сходный случай — тематическая перекличка третьей картины (мальчики находят Алексея) с десятой (летчики ждут возвращения самолета Ме — ресьева). Здесь решающим оказывается родство психологической ситуации — тревожное, настороженное ожидание.

Гораздо реже в опере встречается традиционное применение лейтмотивов (например, любви Алексея и Ольги, песня о дубке).

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.