Топовые новости
Случайное

Некрасовский метод

Некрасовский метод«…Что-то степное, широкое, размашистое и в колорите и в тоне» почувствовал Мусоргский в кольцовском стихотворении, выразил удаль и молодечество, ощущение свободы и проникновенный лиризм песни.

Мусоргского убедил некрасовский метод, позволяющий создать противопоставление, — «чего хотелось» крестьянской матери, поющей над колыбелью сына, и «что было» на самом деле. Так сталкивались «мечты о счастье и горестная действительность. Это открывало перед композитором возможность создания драматургически действенной художественной формы. «Этюд в народном стиле» вылился у Мусоргского в широкий песенный рассказ о несчастном Калистрате. Уловив характер иронии Некрасова, его юмора, за которым «скрыта трагедия бесправного крестьянина»!, он тонко передал то состояние отчаяния, когда остается только горько подтрунивать над собственной судьбой.

Знаменательно обращение Мусоргского к жанру колыбельной. Светлый лирический «первозданный» облик колыбельной — напева, которым убаюкивает мать ребенка, составлял глубокий контраст к безысходным сценам из жизни русского крепостного крестьянина. Не случайно именно жанр колыбельной избирает композитор и для многих других песен, посвященных тяжелой доле народа.

«Калистрат» Мусоргского (май 1864) показывает дальнейшую эволюцию композитора в области претворения крестьянского песенного стиля. Его крестьянские песни 60-х годов возникали в атмосфере повышенного интереса к народно-песенному творчеству со стороны балакиревцев. В это время Балакирев готовил свой песенный сборник, в котором дал классические образцы обработок народных песен. Он подчеркнул их ладовое своеобразие, подголосочную природу, вариационную основу их развития, тем самым выработав определенные приемы обработки народной песни. Мусоргский живо реагировал на работу главы кружка: «Я слышал, что вы собрали порядочное количество русских песен — это приятно. Стасов говорил, что есть очень хорошие» . Мусоргский раньше других «кучкистов» (вслед за Балакиревым) обратился к разработке крестьянских песенных истоков. У Римского-Корсакова, Бородина интерес к крестьянской песне возник позже, когда создавались «Псковитянка», «Песня темного леса», «Богатырская симфония».

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Тема
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.