Топовые новости
Случайное

Объективный смысл

Объективный смыслКак говорил сам композитор, в «Весне священной» он «хотел выразить светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни». Однако объективный смысл этого сочинения представляется двойственным. С одной стороны, партитура балета действительно излучает могучую, неслыханную по силе размаха жизненную энергию, блещет игрой ослепительных красок, ритмов — и в этом мы ощущаем глубину и мощь национальной культуры, породившей такое произведение. С другой стороны, музыка второй части «Весны» выплескивает на поверхность темную, слепую и жестокую стихию, безжалостную к человеку, повелевающую им. Так возникает в балете Стравинского некий «второй план» — трагедийно-фатальный, с которым, думается, и связана глубокая, но и очень особая, специфичная сила воздействия этого произведения. (Как и в «Петрушке», истинная глубина и масштаб сочинения обнаруживаются лишь в финале балета.) Вряд ли можно считать чистой случайностью появление в одном 1913 году двух таких разных, но в плане трагического экспрессионизма неожиданно соприкасающихся произведений, как «Весна священная» и рахманиновские «Колокола», — произведений, возникших в накаленной обстановке кануна первой мировой войны!

Иное мироощущение художника выражено в «Скифской сюите» Прокофьева. И в ней присутствуют образы дикой, первобытной архаики, грубый динамизм, подчеркнутый примитивизм и вместе с тем изысканность художественных средств, преобладает «массовый» образный план. Но начало властное, повелительное воплощено не в мрачных мистических, но в дерзко-воинственных, вполне «земных» образах. Финальная кульминация наступает не в обстановке ночного ритуального действа. Она освещена ослепительными, жгучими лучами степного солнца, в ней дышит простор южнорусских «скифских» равнин. Образы же таинственной и экзотичной лирики, ночные тревожные «всполохи» создают лишь оттеняющий контраст. Как и «Весна», «Скифская сюита» — монументальное эпическое полотно, род звукового декоративного панно. Правда, в отличие от «Весны священной», музыка Прокофьева отличается достаточной условностью местного колорита, связи тематизма с фольклором весьма отдаленны. Но ведь это не «русская», не «славянская», а именно «скифская» музыкальная картина!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.