Топовые новости
Случайное

Описанный поворот

Описанный поворотИ все же описанный поворот к народной, исконно национальной — образности был в целом многозначительным, он породил немало шедевров отечественного искусства этого времени. Им объясняется возрастание роли «коллективного», народно-массового начала в русской симфонической музыке, процесс «объективизации» национально окрашенной лирики, ее более плотное и явное насыщение народно-жанровыми элементами, наконец — стремительное обновление русского музыкального языка в творчестве молодых композиторов. И центр тяжести теперь перемещается из области симфонии в жанры балетной и инструментально-концертной музыки.

«Весна священная» Стравинского и сочиненная на материале незавершенного балета программная «Скифская сюита» Прокофьева — вот характерные и выдающиеся образцы русской симфонической музыки 1910-х годов, в которых своеобразно преломилась традиция русского эпического симфонизма (и русской эпической оперы) XIX века.

С нею балет Стравинского многое роднит. Но многое в этом произведении новейшей русской музыки и противоречит традиции.

Обращение к народной обрядовой календарно-весенней тематике, а, с другой стороны, к культу предков перекликается со «Снегурочкой» и отчасти с «Младой» Римского-Корсакова. Однако «Весна священная» — в большей мере программное симфоническое, чем музыкально-театральное произведение. Фабула, индивидуализированные музыкальные характеристики заменены здесь, как известно, симфоническим принципом контрастного, взаимооттеняюицего сопоставления обобщенных и, в сущности, внеличных образных сфер: мира природы — людей — потусторонних фантастических сил. Картины природы, сцены народных игр и хороводов, мистических действ составляют традиционный для эпических видов русской симфонии, программной симфонической музыки (и оперы) сплав народно-бытовых, лирических, пейзажных, фантастических элементов. Господство в «Весне» образов мужественно-энергических, их первозданная мощь вызывают известные аналогии с богатырскими страницами музыки Бородина. О связи балета с «кучкистской» стилевой традицией говорит и фольклорная основа тематизма, хотя и разработанного на новых ритмических, ладовых, тембровых принципах.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.