Топовые новости
Случайное

Постоянное внимание

Постоянное вниманиеМясковский высоко ценил талант Рахманинова и относился к его творчеству с постоянным вниманием. Так, в юности, в Москве, по воспоминаниям В. В. Яковлева, он не раз играл новые фортепианные произведения и романсы Рахманинова, Второй концерт, который захватил его в ярком исполнении автора, восхищался «Всенощной».

Уже в одном из первых «Петербургских писем» Мясковский определил Рахманинова как «величину мирового значения». Позднее, несмотря на весьма критическое высказывание о симфонии — кантате «Колокола», Мясковский повторяет, что Рахманинов — «величина такого калибра, что займет свое место в истории, едва ли спрашивая у кого бы то ни было позволения». В 1941 году он назвал имя Рахманинова первым «среди первой пятерки мировых музыкантов», к которой причислял также Стравинского, Метнера, Р. Штрауса и Прокофьева.

С глубокой симпатией и теплотой относился Мясковский к личности и творчеству Метнера. Сдержанность и серьезность тона, замкнутость и вместе с тем напряженность, пламенность чувств, интеллектуализм содержания и благородство выражения метнеровского творчества оказались созвучными Мясковскому — художнику. Защищая Метнера от обвинений в сухости и ретро — спективизме, Мясковский утверждает высокую этическую ценность его музыки, призванной «обогатить и углубить нашу душевную жизнь»1. «Композитором первостатейного дарования и мощной, своеобразной индивидуальности, притом говорящей языком сильным и горячим» называет Метнера Мясковский.

В метнеровской музыке Мясковский верно ощущает те ее особенности, которые делают ее непонятной, неприемлемой для многих современников, но которые он считает отнюдь не недостатками, а специфическими, свойственными именно этому композитору качествами. Своеобразие Метнера, определяет Мясковский, и причина его непопулярности — в бескрасочности, неживопис — нссти его музыки. Это качество затрудняет ее восприятие, особенно теперь, в век «расцвета чисто живописных тенденций», когда «почти все силы нашего восприятия и исканий направлены в сторону колорита, внешней красоты и яркости звучания». Но отсутствие в музыке Метнера красочности «получает возмещение в большей сжатости, углубленности и кинетической напряженности его мысли и в соответственном усложнении и утончении общей ткани его произведений» . Поэтому музыка Метнера не ласкает, не нежит слух — она требует действенного восприятия, в процессе которого постепенно обнаруживает свои скрытые богатства и надолго «привязывает» к себе.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Тема
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.