Топовые новости
Случайное

Развитие тематического комплекса

Развитие тематического комплексаЕще более рельефно тот же принцип обнаруживается в развитии тематического комплекса «Дворцовой площади», где возникает переход от конкретной изобразительности к обобщенному психологическому типу образности: внешне спокойные вначале темы постепенно наполняются огромной эмоциональной напряженностью.

Тематический комплекс «Дворцовой площади» слагается из трех самостоятельных тем: собственно темы Дворцовой площади, мотива литавр (цифра 1) и фанфары трубы на фоне тремоло малого барабана (цифра 2).

Первая тема — своего рода пейзаж. Ее основная функция — создание пространственно-временного образа Дворцовой площади. О пейзажном характере темы говорит ее широкое, «распластанное» изложение. Она проходит у засурдиненной струнной группы divisi в пятикратном удвоении (в пять «этажей») с поддержкой арф, что способствует впечатлению пространственной перспективы, «стереофоничности» звучания.

Поразительно использовано композитором звучание пустых квинт для создания, наряду с пространственной широтой, особого бесплотного колорита. Застылость, оцепенение, опустошенность выражены в музыке. Вспоминается «Трепак» Мусоргского из «Песен и плясок смерти».

Не менее важно и то, что во второй части Одиннадцатой симфонии вся экспозиция принципиально противопоставлена разработке, она образно и композиционно выделена рефренными проведениями темы Дворцовой площади (цифры 69—70 и 91—97). Активно-действенный характер программы и самих тем потребовал особых средств развития. В этом смысле экспозиция второй части Одиннадцатой симфонии не имеет себе подобных. В качестве особенности ее можно отметить и две большие разработки внутри главной и побочной партий. Каждая тема образует развитую трехчастную форму с разработкой в качестве среднего раздела.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.