Топовые новости
Случайное

Русская музыка

Русская музыкаС такой точки зрения особенно характерной фигурой в русской музыке начала века является Рахманинов.

Среди молодых русских композиторов Рахманинов наиболее полно воспринял и художественно сильно претворил в своем творчестве наследие русской музыкальной классики в совокупности стилевых черт московской и петербургской школ, в том числе «кучкистского» повествовательного симфонизма. Но претворил их в своем, рахманиновском, лирико-романтическом «ключе».

Музыка Рахманинова почти никогда не воссоздает картины народного быта, природы в программно-образной, «описательной» форме (как это характерно для «кучкистов»). Изобразительность такого типа Рахманинову чужда. Но музыкальная образность в его инструментально-симфонических циклах (и в сочинениях других жанров) тем не менее рождена глубоким ощущением жизни— и именно русской! Рахманинов постоянно обращается в своем творчестве к народным жанровым истокам, к «голосам» русского быта и природы. На этой почве возникают закономерные ассоциации и параллели с музыкальным наследием композиторов балакиревского кружка.

Образы России выступают у Рахманинова в плане лирико — эпического художественного обобщения. Будь то стихия праздничного народного ликования (финалы Второго и Третьего концертов), поэтическое созерцание бескрайних русских пейзажей (Adagio Второй симфонии), торжественные и суровые колокола (начало Второго концерта) или — радостно звенящие, как бы захлебывающиеся в стремительном беге бубенцы (fis-тоИ’ный эпизод из медленной части Третьего концерта). А в Скерцо из Второй симфонии перед нами встает в аспекте широкого эпического обобщения по-рахманиновски суровый и героичный, исполненный стихийной мощи и властной энергии образ Руси. Руси, России — «птицы-тройки», несущейся сквозь даль веков, через грозы и бури. И это Скерцо, эта необычайная русская Токката вся «выстроена» из материала древнерусских попевок и рахма — ниновских остинатных ритмов. Их неукротимое упорство — одна из примет современности в стиле композитора. «Достоинство его (Рахманинова. — А. К.) Perpetuum mobile, — проницательно заметил Б. Л. Яворский, — заключается в том, что в них инстинктивно чувствуется общественная стихийность» .

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.