Топовые новости
Случайное

Русская музыкальная школа

Русская музыкальная школаКак следует из сказанного, симфонизм Новой русской музыкальной школы может с полным основанием быть назван симфонизмом не только повествовательно-эпическим, но и объективным. В этом состоит его принципиальное отличие от лирического или монологического (Ю. А. Кремлев), субъективного по своей природе симфонизма Чайковского. Отсюда — противоположность «симфонических повествований» Бородина и Римского-Корсакова по отношению к «симфоническим монодрамам» (И. И. Соллертинский) их современника.

Близостью к народной эпической традиции объясняется огромное значение в симфонических произведениях балакиревцев фольклорного тематизма. В особенности — связанного со старинными видами русского народного творчества: с былиной, с трудовыми, обрядовыми, игровыми песнями. Обращение к ним сообщает музыке русских мастеров столь яркую и неповторимую национальную окраску. На эту черту «кучкистов» обратил внимание уже В. В. Стасов. Характеризуя творческий облик Бородина, он писал: «Подобно Глинке, Бородин есть эпик в самом широком значении слова и вместе «национален» в такой мере и могучести, как самые высокие композиторы русской школы».

Родовые признаки «объективного» симфонизма восходят в русской классической музыке к жанру отечественной эпической оперы — к «Руслану и Людмиле» Глинки. От «Руслана» симфонисты-балакиревцы взяли основной музыкально-драматургический принцип плавного и широкого сопоставления контрастных образных сфер, их относительное равноправие. А также— принцип устойчивости основных эстетических и музыкальных черт в характеристике центрального образа. Происхождение русской эпической симфонии от эпической оперы видно и в типичном для этих жанров картинно-повествовательном складе композиции. Он, в свою очередь, тоже обусловлен эпической природой произведений. «Эпическая поэзия употребляет образы и картины (разрядка моя. — А. /С),— подчеркивает Белинский,— для выражения образов и картин, в природе находящихся…» К Наконец, методы вариационного и вариантного музыкального развития, столь богато разработанные композиторами «Могучей кучки» в симфонических произведениях, также были завещаны им автором «Руслана и Людмилы» и «Камаринской». На этой основе последователями Глинки была создана та совокупность музыкально-выразительных средств, которая отвечала эпической направленности их творчества и составила одну из самых характерных особенностей эпического симфонизма. Формирование эпического музыкального стиля «кучкистов» М. Ф. Гнесин, как известно, связывал с воздействием на их творчество «аналитического метода мышления», типичного для научно-философской мысли середины XIX века.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.