Топовые новости
Случайное

Симфоническое творчество

Симфоническое творчествоЗа пределами очерка остается Скрябин. Между тем его симфоническое творчество — ярчайшее, но и специфичнейшее отражение накаленной общественной атмосферы начала века, ее революционных порывов. Не останавливаясь сколько-нибудь обстоятельно на этом интересном и сложном явлении, ограничусь лишь немногими замечаниями.

Продолжатель симфонических традиций Чайковского и Танеева, Скрябин в согласии с духом времени воплотил в своей музыке образы героики, дерзновенного порыва к духовной свободе, к Высшей Красоте, Высшей Истине. Вследствие особенностей мировоззрения и эстетики в средоточии художественно-философской концепции композитора стоит исключительная, гениально одаренная личность художника, и только она. Ее духовная деятельность оказывается единственным путем к достижению идеала. Это, разумеется, не означает, что музыку композитора можно* понимать как отголосок только «единичного», узко субъективного жизненного и художественного опыта. Но знаменательно, что творческий метод Скрябина полностью исключал использование фольклорных источников, обращение к жанрово-народной образности, а захватывающие экстатические взлеты-кульминации, выражавшие «вселенские» устремления музыканта-философа, все же сохраняют отпечаток особой утонченности. Черты духовной аристократичности все более отчетливо выступали в произведениях Скрябина, созданных на рубеже 1900—1910-х годов (в период создания симфонической поэмы «Прометей»), когда композитор особенно сблизился в своем творческом методе с эстетической позицией школы символистов. Конечно, было бы ошибочным отрицать правомерность и художественную оправданность такого «субъективного» типа творчества, примером которого является искусство Скрябина. Напротив: в его утонченной «духовности», в небывалой «чрезвычайности» (Б. Пастернак) таится и особая сила воздействия музыки композитора. Скрябин представляется одним из тех художников, которые утверждали свое время как новый этап в бесконечном «открытии» человеком мира, этап: более глубокого и тонкого его эстетического познания и прежде всего обнаружения новых и новых ресурсов в интеллектуальной, эмоционально-психической, художественно-творческой деятельности людей. Хотя нельзя не признать также и исключительности искусства композитора, его очевидной односторонности.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.