Топовые новости
Случайное

Странный народ

Странный народВ замечательной своей работе «Поэзия заговоров и заклинаний» поэт пишет: «…самые темные люди, наши предки и тот странный народ, который забыт нами, но окружает нас кольцом неразрывным и требует от нас памяти о себе и дел для себя, — также могут выбиться из колеи домашней жизни, буржуазных забот, бабьих причитаний и душной боязни каких-то дрянных серых чертенят. В заговоре как бы растут и расправляются какие-то крылья, от него веет широким и туманным полем, дремучим лесом…» К В любовных же заговорах обнаруживается, по мнению Блока, что «влюбленная душа — самая зрячая и чуткая, она как бы видит вдаль и вширь, и нет предела ее познанию мировых кудес» .

Народная поэзия предстает, наконец, и как воплощение искомого эстетического идеала — гармонического, естественного слияния «красоты» и «пользы». «В первобытной душе, — говорит в той же статье Блок, — польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное — полезно, полезное — прекрасно». В книжной же интеллигентской поэзии, добавляет он, «красота робка и уединенна», а «польза жестка и груба» .

Словом, по многим линиям — историко-культурного сознания, нравственного и психического самоощущения, в плане эстетиче — ском — русская художественная интеллигенция искала путь к восстановлению в правах закона преемственности, пыталась скрепить грозившую окончательно рухнуть «связь времен», ощутить свою прикосновенность к судьбам народа, понять его «душу».

Конечно, это течение сильно отличалось от национального художественного движения эпохи 1860-х годов, когда русское искусство развивалось под знаком демократических идей времени и в гораздо более тесной связи с ними. В рассматриваемый же период тяготение к народу, к национальному началу нередко принимало эстетские формы, окрашивалось идеалистическим мировоззрением, особенностями интеллигентской психики и вовсе не выстраивалось в какую-либо гармонию с требованиями пролетарского социализма и даже с общедемократическими идеалами русской культуры XIX века. Важнейший путь к восстановлению связи с народом — обращение к его сегодняшним нуждам и интересам, к задачам назревающей революции — этот путь оставался чуждым для тех кругов русской художественной интеллигенции, о которых говорилось. Хотя были и исключения — например, Блок. Идя навстречу Народу и Революции, он создал поэмы «Возмездие» и «Двенадцать».

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.