Spread the love

Развитие в коде финала, так же, как и в конце I части, направлено к сжатию, мелодическому и ритмическому упрощению тематического материала. При этом острые интонационно-ритмические средства (интонации тритона, дробление сильной доли) пронизывают собой весь эпизод, оказываются наиболее яркими и воздействующими.

В развитии заключительного раздела коды финала неожиданно возникает тематическая реминисценция из центрального эпизода I части. Но как переосмыслен этот образ! Лирически светлая напевная мелодия превратилась в активный, «стучащий» мотив.

Последнее проведение темы приходится уже на заключение коды (цифра 61). На первый план выступает ритмическая ударная сторона. Рисунок становится крупным, рельефным. Сгущаются и гармонические краски. Фортепиано вступает с мощными аккордами Ff, звучащими как колокольный звон. Тем самым подхватывается линия, намеченная в заключении коды I части. Завершение концерта акцентирует драматическую развязку.

Таков путь образного развития в цикле. Каков же его итог? В результате устанавливается господство одной сферы — фатальной. Другие же две — патетическая и лирическая — не отброшены механически как нечто «несостоятельное», а «преодолены» путем последовательного и закономерного музыкального развития. И все три драматургических поворота (начало коды I части, начало финала и заключительный раздел коды финала) служат утверждению негативного начала на разных стадиях его развития.