Топовые новости
Случайное

Вокальные сочинения

Вокальные сочиненияВ вокальных сочинениях Мусоргского 1863—1864 годов народная тема значительно изменяется, вырастая до масштабов широко обобщенных образов-символов, свободных от узкого бытовизма. Мусоргского уже не удовлетворяют рамки бытового романса. Спустя пять лет после создания ранних песен он обращается к поэзии Кольцова, вызывавшей восхищение В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова своим размахом, ощущением свободы, богатством народного языка. Характерно, что Мусоргский уловил в поэзии Кольцова именно героико-эпическое начало, почти не раскрытое его современниками.

В песне «Много есть у меня теремов и садов» (1863) композитор не порывает еще с традициями городского жанра «русской песни». Ведь в последней, наряду с лирическим, проявлялось и балладное, эпическое, героическое начало: в этом сказались связи с романтической русской поэзией (А. В. Тимофеев, Кольцов). В русских песнях-балладах — например, у Варламова («Что отуманилась, зоренька ясная», «Оседлаю коня») — раскрывалась «разбойничья» тема с ее роковыми страстями. Но Мусоргский углубляет, героизирует ее. Песня «Много есть у меня теремов и садов» обнаруживает близость к русской балладе 30—40-х годов. Необычайно широко, привольно «распетая», она вместе с тем предвосхитила своим эпическим размахом героическую «Песню темного леса» Бородина, лядовскую былину «Про старину», эпическую широту и мощь симфонических произведений Глазунова. Песня Мусоргского великолепно иллюстрирует одну закономерность в развитии русского романса, отмеченную Б. В. Асафьевым: «Романс—психологизация (и субъекти — визация) песенности в нервно повышенной лирике города — в русских условиях часто обратно «натурализируется» или эпически трансформируется в песню…».

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Галерея
10566 11487 12242 13851 14110 15987 16816
Специально для вас:
Популярное

Copyright © 2016. All Rights Reserved.